Как деревья попадают в сказки?

… златая цепь на дубе том…
Узнали? Ещё бы! Это же — Пушкин Александр Сергеевич! Это он придумал на дубах цепи развешивать и котов по ним гулять пускать. Правда, это из области сказок, множество сюжетов коих кудрявый мальчик Пушкин почерпнул из *вечерних сказок на ночь* своей доброй няни с кружкою — Арины Родионовны.
Вот будь у другого кудрявого мальчика по имени Володя Ульянов такая няня с такими сказками, глядишь, точка отсчёта истории сместилась бы в другую плоскость! (Мы же знаем, что талантливый человек талантлив во всём).
Добрая Арина Родионовна, конечно, не знала, как слово её отзовётся, да и не задумывалась она над превратностями бытия, а вот почему в сказках именно эти, а не те животные и растения произрастают – знала и могла легко объяснить, как человек, так сказать, из народной глубинки.
Вот взять, к примеру, тот же дуб! Чем выделяется дуб среди других деревьев?
Дуб – это добротная, прочная древесина, долголетие, устойчивость и мудрость. Недаром именно с дубом сравнивают воинов, борцов, сильных и физически здоровых людей. Есть такая пословица: «Родился сынок – посади дубок!», будет тогда мальчишечка расти здоровым и крепким, как молодой дубок, поделится с ним именное деревце частичкою своей жизненной силы, изврачует раны духовные и телесные, успокоит и защитит.
В магических ритуалах дуб используется, как *донор* для защиты, увеличения физической и душевной мощи, достижения успеха и богатства. Всем хорошо известно, что в тёмно-синих лесах, где осины трепещут, зайцы косят, а дубы-колдуны теряют листву и что-то шепчут в тумане, любили селиться седые волхвы, маги и предсказатели. Сейчас учёные совершенно точно установили, что энергетика дуба, даже обычные прогулки по дубовым рощам, нормализует кровяное давление, благотворно влияет на нервную систему и работу сердечной мышцы, навевает спокойствие и умиротворение. «Успокаивает душу!» — как сказали бы наши прародители, выделяющие это дерево, как символ могущества и величия, и считали его чисто *мужским* суровым деревом, упирающимся своей тёмной кроной в небесную твердь, а корнями уходящим в Ирий, (Вырий, Вирий), где хранится вся мудрость наших предков.
Год 1975. В этот год со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого были вколочены 9 кабаньих челюстей и обвит он был толстой медной цепью. Кто ж не знает, что на солнце начищенная медь блестит, как золото?! Вот вам и сказочка от кудрявого Пушкина!
— Стар ты, немощен и сед. В лес куда собрался, дед?
………………………………………………………….
— Молод ты ещё и глуп. Дважды ведь не валят дуб!
х.х.х
— Сажай берёзу у калитки, чтобы беда в дом не вошла! — так гласит народная мудрость.
И недаром! Лингвисты напрямую связывают глагол «беречь» со словом «берёза».
У наших предков существовал целый культ берёзы. Это стройное, светлое, чистое дерево, несущее свет и нежность, считалось символом доброты, щедрости и сострадания.
С берёзкой был связан культ материнства, это чисто *женское* дерево.
По старому обычаю 11 апреля надо *послушать* берёзку, всё, что привидится и услышиться рядом с белоствольной красавицей, так и будет. В этот день с нами разговаривают наши умершие предки, наставляют и предупреждают.
Ещё в 1636 году нижегородские священники жаловались на несознательных гражданок из соседних деревень, кои «собираются девицы и жёны под деревом-берёзою, приносят с собой пироги и каши кутьяные, яйца и молоко с мёдами, поклоняются поясно идолу – дереву, походя учнут песни сатанинские приплетая и дланями плескати, и всяко округ берёзы бесноваются». И это всё в четверг на седьмой неделе после Пасхи!
Ужас, что они там себе позволяли, эти язычники!!! Вот в Белозерске, что в Белоруссии, в Брестской области была целая берёзовая роща, в которой приносились жертвы деревьям. Не пугайтесь! Ни одна нормальная женщина крови не жаждет, а ведь берёза – символ материнской любви, как мы знаем, даже колыбели делались из берёзовой коры, чтобы защитить младенчика от дурного глаза и порчи. Жертвы были вполне съедобны и даже постны, мясом там и не пахло, не то, что кровью! Зато разрешалось пить берёзовый сок, освящённый этим местом. Что поможет быстро восстановить упадок сил, после долгой зимы и не впасть в депрессионное состояние? Конечно – берёзовый сок, обогащённый всевозможными микро-и-макро элементами! А о берёзовых веничках в баньке даже и вспоминать не будем, впрочем, как и о лечении берёзовыми почками!
В русских сказках и былинах берёза – всегда защитница и помощница героям (чаще всего, конечно, героине) в преодолении тяжких жизненных ситуаций, и вообще в борьбе с несправедливостью и злом.
Так постепенно берёза-мать и перекачивала из русских народных сказок и песен в символ Родины, России: «И Родина щедро поила меня берёзовым соком…»; «Но, господа! Как хочется стреляться среди берёзок средней полосы!»
х.х.х
Ну, раз уж заговорили о мужском и женском, надо бы вспомнить и о браке.
Часто можно услышать пренебрежительное: «Венчаны у ракиты!», что означает, что супруги живут в гражданском браке, без регистрации.
У славян было всё с точностью наоборот! Ракита была священным деревом. У ракиты давались самые верные клятвы, в том числе и брачные.
Растёт это дерево у воды, имеет ещё одно название – *козья ветла*, к тому же растёт и приживается на удивление легко и быстро, а живёт более 100 лет.
Какое же ещё дерево может заслужить большее число «очков» за звание «семейного оберега»?! Тут всё тебе – и клятвы на воде, и плодовитость с деторождением, и долгая счастливая жизнь в богатстве и покое. И очень важный момент: ракита, всё потому, что у воды, спасает от пожаров, как дома, как такового, так и от пожара сердечного, гарантируя семье мир и отсутствие измен. Вот поэтому к раките (иве, ветле, лозине, вербе, журбе) ходят в русских народных сказках плакаться и просить о любви и семейном счастье что девицы-красавицы, что мОлодцы-молодцЫ.
Степан Разин, захватив власть на Дону, разрешил всем желающим венчаться не в церкви, а около ракит, т.к. в годы смут сопротивление церковным правилам рассматривается, как форма борьбы против существующей власти.
Даже в наше время веточки ракиты-вербы освящают в Вербное воскресенье в церквях и хранят их в доме весь последующий год, ибо служат они нам верною защитою, коли в это веришь.
— Красоту ищу я, любовь и верность, вижу я в хрустальном инее росу,
Я хочу красивой видеть вербу, что стоит опавшей осенью в лесу!
х.х.х
Есть ещё много деревьев и кустарников, которые по поверью, оказывают магическую помощь и поддержку живущим рядом с ними людям. Очень много сказок и быличек повествует об этой помощи. Вспомним, хотя бы, «Матушка-бузина», «Ореховый прутик», «Жених из боярышника». А разве забудем о «Соломенном бычке», «Малиновом семечке» и «Молодильных яблочках»? Всего и не упомнишь!
А вы всё: Пушкин, Пушкин! Пушкин – «молодец» и «сукин сын», но Пушкин лишь обработал взятые за основу несколько русских народных сказок, которые поведала ему его старая нянюшка, вот и вышли из-под его пера «Руслан и Людмила», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях».
Хотите, попробуйте и вы! Только не перепутайте, «златая цепь на дубе том» — это всё-таки о дереве зеленолистном, а не об олигархе зеленодолларовом!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *